$73.06 -1.90%
$ 96.42
€ 104.86
               

Где заправлялись танки в годы Великой Отечественной войны

09 мая 2022/ 10:04

Нижневартовск. Вторую мировую войну считают войной моторов, а «черной кровью» была нефть. В газете «Правда» 8 февраля 1942 года было написано: «Моторы сами по себе – безжизненная сталь. Для того, чтобы они разили врага, нужен бензин. Бензин – кровь самолетов, танков, автомобилей... Наши нефтяники оживляют холодную сталь моторов. Они дадут фронту столько горючего, сколько нужно для полного разгрома врага».

Советский нефтяной фронт

Советские танки в годы войны были оснащены дизель-мотором. Двигатели новых по тем временам советских танков, знаменитого Т-34 или тяжелого КВ-1, работали на солярке.  Они были менее пожароопасными, однако проигрывали бензиновым в мощности. Расход топлива на 100 км пробега по шоссе составлял 160 л, по пересеченной местности - 200 л.

Советские танки заправляли с помощью бензовозов, машина БС-39 на базе отечественного грузовика ЗИС-5, оборудованных цистерной емкостью  3200 л и пистолетом. Заправка происходила быстро и удобно, а главное безопасно. В случае обстрела машина быстро покидала поле боя.

Топливо доставлялось по железной дороге, цистернами через всю страну. В состав Советской армии входили автомобильные бригады, которые использовались для подвоза горючего войскам фронта.

В середине декабря 1942 г. горючее перебрасывалось по воздуху с помощью таких самолетов как Ли-2, ЯК-6 и А-7.

Особенно сложно, из-за недостатка емкостей, в 1944 г. было разместить запасы горючего в тыловых районах фронтов. К этой работе привлекались бригады специалистов из авиационных, артиллерийских, танковых и механизированных частей и соединений, и автомобильных войск.

В целях бесперебойного обеспечения в ходе операций в войсках создавались повышенные запасы горючего, фронтовые и армейские склады были максимально приближены к фронту. Несмотря на тяжелейшее положение, в котором оказался Советский Союз, Красная армия снабжалась топливом бесперебойно.

Немецкий бензиновый фронт

Немецкие танки времен Второй Мировой Войны имели бензиновые карбюраторные двигатели. В качестве топлива немцы использовали синтетический бензин, с высокооктановыми присадками, так как не могли обеспечить армию в дизельным топливом. Весь флот  того времени использовал дизель, на танки ничего не оставалось. 

Летом 1942 года Гитлер и Порше инициировали заседание специальной танковой комиссии, во время которого проектировщики получили задание: внедрить дизельные моторы с воздушным охлаждением, подходящие для разных климатических условий. Но до конца войны заводы даже не успели провести стендовые испытания, не говоря уже о полевых.

Основной тактической единицей частей вермахта была средняя танковая рота. На этом уровне снабжение было поставлено неплохо. На 14 средних танков и 5 легких танков в роте было 2 танкера средних грузовых автомобилей для перевозки горючего.

Со стороны железнодорожников были большие проблемы с поставкой горючего. Осенью 1941 года только для текущего снабжения группы армии требовалось ежесуточно 80 эшелонов, но вследствие немецкие транспортники могли давать только около 23 эшелонов. Выручал автотранспорт. Каждой армии выделялось по 2 батальона автоколонн снабжения, в котором из 7 колонн одна была чисто для перевозки горючего (на 50 куб. м). Автотранспортные полки использовались для стратегических перевозок.

Интересно, что в отличие от кинофильмов, никаких цистерн с горючим немецкая армия не имела. Горючее возилось в 3-тонных грузовиках, в которые входило по 11 200-литровых бочек или 110 20-литровых канистр и никаких автоцистерн.

Часто для снабжения танков горючим привлекались силы люфтваффе (германских военно-воздушных сил в составе вооружённых сил Германии). Бочки с эрзац-бензином доставляли грузовые Юнкерсы.

Танки стали символов Второй мировой войны, но без топлива они были бы просто «грудой металла». С началом ВОВ Советская власть приняла все меры для с обеспечения действующей армии горючим. В боях Великой Отечественной армия расходовала значительное количество жидкого топлива. Так, одна только Курская битва «съела» 204 тыс. т солярки, авиационного и автомобильного бензина. Всего за войну советская боевая техника (не считая кораблей ВМФ) потребила 13 млн 359 тыс. т различных видов жидкого топлива. Все это горючее нужно было взять и своевременно доставить на фронт. По обе стороны не раз случались ситуации, когда выполнение боевой задачи оказывалось под угрозой из-за дефицита топлива
 

 

Источники: сетевое издание «Военное обозрение», журнал «Вести Газпромтранса», журнал «Нефтегазовый комплекс в годы Великой Отечественной войны», Аргументы и факты,  ТАСС.

Фото: архив Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, ТАСС, Военный альбом, bild.bundesarchiv.de.

Просмотров 9314
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли

30.08.2024 Кузнецов Владимир Александрович, 73 года.

Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.

01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти

30.08.2024 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.

С праздником!

24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано

03.08.2024 Кропачев Николай Михаилович кандидат наук 70 лет

У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.

12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане

15.07.2024 Юсифов Теюб Юсиф оглы

Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.

28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского

27.04.2024 Каримова Раиса Александровна, 77 лет

Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.


05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!


^